Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей ОВЗ МБОУ «Гимназия №4»
Описание образовательной программы
Гимназия №4» г. Махачкалы Республики Дагестан осуществляет
образовательную деятельность в соответствии с действующим
законодательством РФ в области образования.
Образовательная организация
создаёт условия для повышения качества предоставляемых
образовательных услуг для обучающихся, в том числе, для детей – инвалидов и лиц
с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в школе
реализуются как основные общеобразовательные программы, так и адаптированные
общеобразовательные программы, с учетом рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии для детей с ограниченными
возможностями здоровья и для
детей-инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Для
этой группы обучающихся обучение в общеобразовательной школе стало возможно при
создании специальных условий, безбарьерной среды, обеспечения специальными
приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом. Помимо этого
дети с НОДА нуждаются в различных видах помощи (в сопровождении на уроках,
помощи в самообслуживании), что обеспечивает необходимые в период начального
обучения щадящий режим, психологическую и коррекционно-педагогическую помощь.
Образовательные программы школы включают
в себя основные образовательные программы следующих уровней образования:
I уровень – начальное общее образование (срок
реализации – 4 года, 1-4 классы);
II уровень – основное общее образование (срок
реализации – 5 лет, 5-9-е общеобразовательные классы);
III уровень - среднее общее образование (срок
реализации - 2 года, 10-11 классы).
Образовательные программы
определяют содержание и организацию образовательного процесса на ступенях
начального общего, основного общего, среднего общего образования и направлены
на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной
реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие
творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и
укрепление здоровья обучающихся.
Общая
продолжительность обучения по образовательным программам - 11 лет.
Адресность образовательных программ
Уровень образовния |
Реализуемая образовательная программа |
Классы, в которых данная программа реализуется в
2017-2018 у. г. |
Кол-во обучающихся по данной программе |
Начальное общее образование |
Основная общеобразовательная программа начального
общего образования |
1-4 |
303 |
Основное общее образование (ФГОС) |
Основная общеобразовательная программ основного
общего образования |
5-9 |
344 |
Среднее общее образование |
Образовательная программа среднего общего образования |
10-11 |
44 |
Начальное общее образование |
Адаптированная основная общеобразовательная
программа начального общего образования для детей с ОВЗ и детей инвалидов VI вида |
1-4 |
35 |
Образовательные программы школы направлены
на:
– создание условий, необходимых для реализации
индивидуальных способностей учащихся;
– содействие разностороннему развитию личности ребенка
на основе духовно-нравственных ценностей;
– формирование личной ответственности школьников за
собственное здоровье, приобретение ими навыков здорового образа жизни;
- прочное усвоение
обучающимися с ОВЗ знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения,
возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных
областях.
Цели, задачи и принципы образовательных
программ
Каждая образовательная программа направлена на
реализацию следующих целей:
– усвоение учащимися образовательного минимума
содержания общеобразовательных программ начального общего, основного общего или
среднего общего образования, усвоение содержания предметов на базовом уровне;
– создание образовательной среды способствующей:
раскрытию и реализации личностного потенциала обучающихся, ориентированной на
формирование личности с развитым интеллектом, высоким уровнем культуры,
истинной гражданской позицией, готовой к осознанному выбору и освоению
профессиональных образовательных программ;
– реализация идеи общего, интеллектуального,
нравственного развития личности.
Реализации данных целей подчинены
следующие задачи:
– получение основного общего образования каждым
учеником на максимальной возможном уровне в соответствии с индивидуальными
возможностями и потребностями личности;
– создание условий, способствующих сохранению и
укреплению здоровья обучающихся, развитию личности, её самоопределению и
самореализации, воспитание у детей гражданских и нравственных качеств,
соответствующих ценностям, уважения к правам и свободам человека, любви к
окружающей природе, Родине, семье;
– совершенствование методического обеспечения
образовательного процесса, ориентированного на активизацию познавательной
деятельности учащихся, развитие их творческого мышления и самостоятельности;
– внедрение передового опыта в практику работы школы;
– содействие в адаптации ученика к условиям жизни, к
реалиям общественного развития, его профессиональному самоопределению;
– совершенствование содержания образования, поиск и
апробация современных технологий обучения и воспитания учащихся, предпрофильной
подготовки.
В основе реализации образовательных
программ лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
– воспитание и развитие качеств личности, отвечающих
требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам
построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности,
диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и
поликонфессионального состава;
– переход к стратегии социального проектирования и
конструирования на основе разработки содержания и технологий образования,
определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата)
личностного и познавательного развития обучающихся в образовательном
учреждении, реализующем основную образовательную программу;
– ориентацию на достижение цели и основного результата
образования - развитие личности обучающегося на основе освоения учебных
действий, познания и освоения мира;
– признание решающей роли содержания образования,
способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении
целей личностного и социального развития обучающихся;
– учёт индивидуальных возрастных, психологических и
физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и
форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их
достижения;
– обеспечение преемственности начального общего и
основного общего образования.
Структура образовательных программ
Основные образовательные
программы начального общего и основного общего образования МБОУ
«Гимназия №4» разработаны в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта начального общего и основного общего образования к структуре основных
образовательных программ, определяют цели, задачи, планируемые результаты,
содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального
общего и основного общего образования. При разработке ООП НОО, АООП НОО и ООП
ООО учтены материалы, полученные в ходе реализации Федеральных целевых программ
развития образования последних лет. Программы разработаны на основе
примерных ООП НОО, АООП НОО и ООП
ООО с учетом специфики образовательной организации, образовательных
потребностей и запросов участников образовательных отношений.
В разработке программ принимал участие
Управляющий Совет школы, обеспечивающий государственно-общественный
характер управления образовательной организацией.
Содержание основных
образовательных программ образовательной организации отражает требования ФГОС
НОО, ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ООО и содержит три основных раздела: целевой,
содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи
и планируемые результаты реализации основной образовательной программы,
конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС
ООО и учитывает региональные, национальные и этнокультурные особенности народов
Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и
результатов.
Целевой раздел включает:
–
пояснительную записку;
–
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы;
–
систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального
общего и основного общего образования и включает образовательные программы,
ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных
результатов, в том числе:
–
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
–
программы отдельных учебных предметов, курсов;
–
программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся;
–
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни;
–
программу коррекционной работы;
–
программу воспитания и социализации учащихся.
Организационный раздел устанавливает общие рамки
организации образовательной деятельности, а также механизм реализации
компонентов основных образовательных программ.
Организационный раздел включает:
–
учебный план;
– план
внеурочной деятельности;
– календарный
учебный график;
–
систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с
требованиями ФГОС НОО, ФГОС НОО для детей НОДА и ФГОС ООО.
Копии основных образовательных программ:
1.
Основная общеобразовательная программа начального
общего образования МБОУ «Гимназия №4»
2.
Основная
общеобразовательная программа основного общего образования МБОУ «Гимназия №4»
3.
Адаптированная основная
общеобразовательная программа начального общего образования для детей ОВЗ МБОУ «Гимназия №4»